Накрутка поведенческих факторов
Забегая вперед скажу, что накрутка поведенческих факторов — это очень черное SEO, за которое можно словить санкции в Яндексе на 8 месяцев. Но об этом чуть позже... Итак, начнем.
- Определения
- Поведенческие факторы (ПФ) — группа факторов ранжирования поисковых систем связанных с действиями пользователей по отношению к определенному поисковому запросу / странице или сайту.
Примеры: время пребывания пользователей на сайте, кликабельность сайта по определенному поисковому запросу, среднее количество просмотренных страниц и т.п.
Накрутка поведенческих факторов (накрутка ПФ) — это искусственное улучшение поведенческих факторов с целью занять лидирующие места в поисковых системах. В большинстве случаев — накрутка переходов на сайт из поисковой системы.
Пример: вы заплатили денежку группе из N человек, чтобы они перешли из поисковой системы по определенному запросу на ваш сайт и сделали определенные действия, якобы это были реальные пользователи.
Поведенческие факторы бывают внутренние и внешние. Внутренние поведенческие факторы подразумевают действия пользователей внутри сайта, а внешние — вне сайта (например, на выдачи поисковой системы).
Поисковым систем известно о действиях пользователей за счет систем аналитики (Яндекс Метрика, Google Analytics / Universal Analytics), собственных браузеров (Яндекс Браузер, Google Chrome), всесторонних расширениях в браузерах, барах и др. источников.
Проблема накрутки поведенческих факторов
Проблема накрутки ПФ заключается в том, что поисковые системы очень много знают о пользователях и их действиях, и могут отличить пользователя с реальной потребностью от «мотивированного» пользователя.
А эту проблему усугубляет то, что сервисы накрутки ПФ предоставляют некачественных пользователей. Представьте ситуацию, когда ваш бизнес находиться в Санкт-Петербурге, а в один прекрасный момент на него начали заходить пользователи со всей России (еще дай бог, чтобы только с России). Подозрительно, не правда ли? А теперь представьте историю этих пользователей. Один человек вчера искал одежду для беременных, сегодня он ищет как поменять масло в заниженной приоре, а завтра будут запросы про покупку мерседеса. Если же эти пользователи будут использовать режим инкогнито, прокси сервисы и другие хитрости, то на ваш сайт пойдет какой то непонятный трафик от пользователей без истории поиска и аккаунта в поисковой системе, что также весьма странно.
«Любовь» Яндекса к накрутке поведенческих факторов
Яндекс крайне негативно относится к накрутке поведенческих факторов и применяет самое жесткое наказание к «накрутчикам» — сильное снижение позиций на срок от 8 месяцев.
Еще в 2011 году появилась первая статья в блоге Яндекса про поведенческие факторы: «Об одном из некорректных способов поискового продвижения и его последствиях». Затем последовала еще серия статей: вторая, третья, четвертая и пятая. Пятая статья была опубликована в 2015 года, т.е. Яндекс уже не первый год предупреждает о санкциях за накрутку ПФ и свое показывает отношение к этому.
Мы полностью поддерживаем позицию Яндекса и настоятельно рекомендуем всем заказчикам уточнять у исполнителей информацию по поводу каких-либо накруток при заказе SEO (продвижение в поисковых системах). У нас все работы по продвижению и интернет-маркетингу не включают в себя никаких спекулятивных действий — это единственная эффективная, правильная и долговечная стратегия.
Екатерина Гладких из команды анти спама Яндекса рассказывает про накрутку поведенческих факторов на Вебмастерской:
Дискуссия между представителем сервиса накрутки Userator и представителем Яндекса на одной из конференций:
Глазами поисковой системы
Теперь давайте посмотрим на поисковую выдачу при накрутке внешних ПФ. Представьте, что у нас есть выдача по какому то определенному запросу, например [купить горный велосипед] и рассмотрим первые 10 сайтов.
У каждого сайта придумаем параметр CTR, который показывает его кликабельность, т.е. в данной ситуации:
CTR = количество кликов / количество просмотров * 100.
Запишем информацию в таблицу:
№ сайта | Просмотры | Клики | CTR |
---|---|---|---|
Сайт № 1 | 1000 | 450 | 45% |
Сайт № 2 | 1000 | 350 | 35% |
Сайт № 3 | 1000 | 250 | 25% |
Сайт № 4 | 1000 | 280 | 28% |
Сайт № 5 | 1000 | 170 | 17% |
Сайт № 6 | 1000 | 150 | 15% |
Сайт № 7 | 1000 | 125 | 12.5% |
Сайт № 8 | 1000 | 110 | 11% |
Сайт № 9 | 1000 | 70 | 7% |
Сайт № 10 | 1000 | 90 | 9% |
Комментарии по таблице:
- Суммарное количество кликов превышает количество просмотров, ибо 1 пользователь может кликнуть хоть на все сайты. Это не претендует на правду, просто выдуманные из головы цифры для обучающего примера.
- Данные придуманы из головы, реальные цифры отличаются в зависимости от сферы деятельности, поискового запроса, сниппета, потребности пользователей и т.п.
Представим, что наш сайт находится на 8 месте:
№ сайта | Просмотры | Клики | CTR |
---|---|---|---|
Сайт № 8 | 1000 | 110 | 11% |
И вы решили сделать накрутку ПФ по этому запросу и повысить себе CTR, чтобы улучшить свои позиции в поиске. И решили вы накрутить 100 пользователей. Не забываем, что изменится количество запросов: 1100 (1000 реальных + 100 ваших).
Вот, что получается:
№ сайта | Просмотры | Клики | CTR |
---|---|---|---|
Сайт № 1 | 1100 | 450 | 40.9% ![]() |
Сайт № 2 | 1100 | 350 | 31.8% ![]() |
Сайт № 3 | 1100 | 250 | 22.7% ![]() |
Сайт № 4 | 1100 | 280 | 25.5% ![]() |
Сайт № 5 | 1100 | 170 | 15.5% ![]() |
Сайт № 6 | 1100 | 150 | 13.6% ![]() |
Сайт № 7 | 1100 | 125 | 11.4% ![]() |
Сайт № 8 | 1100 | 210 | 19% ![]() |
Сайт № 9 | 1100 | 70 | 6.4% ![]() |
Сайт № 10 | 1100 | 90 | 8.2% ![]() |
Какие выводы можно сделать:
- CTR по всем сайтам упал, но по одному вырос.
- Сильно завышенный CTR по одному из сайтов, как в сравнении с позицией, так и предыдущим месяцем.
- Часть переходов осуществлены «странными» пользователями, которые не имеют истории в браузере и аккаунта в поисковой системе. % таких пользователей выше среднего и выше, чем в предыдущих месяцах. Большая часть таких пользователей кликнули на один сайт.
- У части пользователей не естественное поведение. Странная региональность. Пользователь с ip адресом из Самары осуществляет поиск по Москве.
- И множество других...
Стоит также отметить, что поведение этих пользователей и внутри сайта будет отличаться от естественного. Как вы можете видеть — понять накрутку поведенческих достаточно просто.
Пример странной чужой накрутки
Некоторых «накрутчиков» видно даже другим вебмастерам, которые имеют очень ограниченный набор данных по сравнению с поисковой системой. Вот реальный пример, замеченный случайно:
где:
красная линия — количество показов всем запросам;
зеленая линия — средняя позиция по всем запросам;
оранжевая линия — средний CTR по всем запросам.
Невооруженным взглядом бросается момент с сильным завышением количества показов, при такой же средней позиции. И при этом сильно занижается CTR. При этом мы рассматриваем все поисковые запросы определенного сайта, а не какой то конкретный запрос.
Получается, что в определенной тематике появилось на N больше новых пользователей в течении 2х дней. Нам не понятно куда эти пользователи перешли, так как у нас ограниченные данные, но мы точно видим, что не на наш сайт. И картина выглядит нереально нелепо и не естественно.
Я готов предположить, что крутили подсказки (это отдельная история о которой я расскажу позже). Но поисковая система прекрасно видит это накрутку... Да даже мы ее видим, обладая 0.1% данных.
Краткий вывод
Всегда стоит помнить, что накручивая поведенческие факторы вы рискуете под жестокие санкции поисковых систем. Риск нереально высок, а результат не очевиден и сложно прогнозируемый. А поисковой системе не составит труда определить вашу накрутку.