• О нас
  • Услуги
  • Блог
  • Книга
  • Контакты
  • +7 (921) 923-93-56

    обратный звонок
    § 9. 

    Составление семантического ядра

    Семантика и анализ поисковых запросов пользователей — это фундамент всего поискового продвижения и очень важный шаг. За свою жизнь автор встречал массу «специалистов» которые не умели собирать семантические ядра, но были твердо уверены, что у них лучшие ядра в мире. Не обманывайте себя!

    Определение
    Семантическое ядро — это поисковые запросы пользователей объединенные в группы таким образом, чтобы каждой группе соответствовала отдельная страница на сайте.

    Поисковой запрос

    Чтобы научиться грамотно собирать семантическое ядро нужно понимать из чего строится поисковой запрос. Возьмем произвольный поисковой запрос и разберем на части:

    «Купить мужские штаны в интернет-магазине в Санкт Петербурге»

    Грамотные seo специалисты смогут сходу определить все составляющие этого запроса, а именно:

    1. «Купить» — коммерческое дополнение запроса.
    2. «Мужские штаны» — основной поисковой запрос на странице.
    3. «Интернет-магазин» — коммерческое дополнение запроса.
    4. «Санкт-Петербург» — коммерческое дополнение запроса + признак геоНЕзависимости запроса.

    Коммерческие дополнения запроса бывают самые разные. Основное правило работы с ними: иметь на релевантной странице ту информацию (или возможность совершить действие), которую пользователь формулирует в запросе. То есть, если в запросе существует слово «купить», то на вашей странице должна быть возможность покупки. Если написано «отзывы», то у вас должны быть отзывы и т.п. Также очень полезно популярные дополнения включать в title / description / текст страницы. Популярные коммерческие дополнения:

    • Купить.
    • Заказать.
    • Цена.
    • В интернет-магазине.
    • Москва (и любые другие города).
    • Стоимость.
    • И т.п.

    Также бывают информационные дополнения запроса:

    • Как.
    • Какой.
    • Лучший.
    • Рейтинг.
    • Обзор.
    • Тест.
    • Где.
    • И т.п.

    Основной поисковой запрос на странице — это запрос вокруг которого вертится продвижение конкретной страницы. Когда вы будете собирать семантику именно этот запрос (их бывает несколько, в случае если есть синонимы, популярные очепятки и т.п.) будет «возглавлять» группу запросов и будет присутствовать в каждом поисковом запросе в этой группе (этот запрос или его синоним и т.п.). Обычно выбирается запрос с максимальной общей частотностью (см. статью про виды частотностей). Основная идея продвижения таких ключей — отдельная страница и максимальное удовлетворение коммерческих и информационных потребностей пользователей.

    Если вы видите город в поисковом запросе, то запрос сразу становится геоНЕзависимым (см. статьи виды поисковых запросов). Если вы укажите название города в тексте или title страницы, то теоретически получите «+» к ранжированию.

    Группа поисковых запросов

    Как сказано в определении выше — поисковые запросы объединяются в группы. Группа строится на основном поисковом запросе (еще раз повторю, что их может быть несколько) и множестве разных дополнений.




    В группу запросов нужно объединять только коммерческие или только информационные запросы. Не рекомендуется их смешивать!


    Вот примеры разных групп запросов из головы. Группа № 1:

    1. Мужская одежда
    2. Купить мужскую одежду
    3. Купить мужскую одежду в Санкт-Петербурге
    4. Мужская одежда цена
    5. Мужская одежда в интернет-магазине

    Группа № 2:

    1. Мужские штаны
    2. Купить мужские штаны
    3. Мужские штаны в Санкт-Петербурге по выгодной цене

    Группа № 3:

    1. Мужские кожаные штаны
    2. Купить кожаные мужские штаны
    3. Кожаные мужские штаны в интернет-магазине

    Группа № 4:

    1. Мужские штаны quicksilver
    2. Мужские штаны quicksilver купить
    3. Мужские штаны quicksilver в интернет-магазине

    Группа № 5:

    1. Мужские штаны quicksilver acv129 (представим, что это модель)
    2. Мужские штаны quicksilver acv129 в магазине
    3. Мужские штаны quicksilver acv129 отзывы

    Везде сохраняются приблизительно одни и те же коммерческие дополнения, в реальной жизни приблизительно тоже самое. С информационной семантикой чуть больше разнообразия, но идея точно такая же. В наших придуманных группах только коммерческие запросы и все они имеют основной ключ, это правильно. Теперь поговорим о том на какие страницы распределить эти группы запросов.

    Виды поискового спроса

    На любом сайте есть типовые страницы. Например, для интернет-магазина:

    1. Страница категории.
    2. Страница товара.
    3. Страница подкатегории.
    4. и т.п.

    Разным типам страниц необходимо присваивать разные группы поисковых запросов. Например, если пользователь ищет определенный товар (например, электрочайник bosch qwerty123), то весьма логично отправить его на этот товар. А если пользователь ищет категорию товаров (например, электрочайники), то логично отправить его на категорию товаров. Это и есть разные виды поискового спроса: модельный спрос и категорийный спрос в данном случае. Помимо явных (как были указаны в примерах выше) бывают менее очевидные виды поискового спроса. Для каждого проекта могут быть индивидуальные виды поискового спроса, но я перечислю стандартные виды для большинства интернет-магазинов:

    • Общий спрос. Выражается в общих запросах связанных со сферой деятельностью. Под эти запросы обычно оптимизируется главная страница. Примеры запросов: «интернет-магазин ручного инструмента», «зоотовары», «ветеринарные препараты» и т.п.
    • Категорийный спрос. Выражается в запросах связанных с категорий. Под такие запросы оптимизируем категории товаров. Примеры запросов: «купить велосипед», «купить чайник в интернет-магазине», «корм для кошки в Санкт-Петербурге» и т.п.
    • Конкретизация категорийного спроса. Подразумевается категорийный запрос, но с уточнением. Оптимизируем подкатегорию / тег / seo-фильтр и т.п. Примеры поисковых запросов: «купить горный велосипед», «купить чайник на 5 литров в интернет-магазине», «купить корм для толстых кошек в Санкт-Петербурге» и т.п.
    • Категорийно брендовый спрос. Подразумевается запрос с указанием категории и бренда. Оптимизируем также подкатегорию / тег / seo-фильтры и т.п. Примеры поисковых запросов: «купить велосипед stels», «чайник bosch», «корм для кошек royal canin» и т.п.
    • Модельный спрос. Выражается в запросах связанных с определенным товаров. Соответственно, оптимизируем товары. Примеры запросов: «Купить велосипед STELS Navigator 600 V 26 (2016)», «чайник bosch twk 7604», «корм для кошек Royal Canin Urinary S/O LP34 (1.5 кг)».

    Выше мы собрали 5 групп запросов, для наглядности автор покажет как он бы распределил эти группы:

    Группа запросовВид поискового спросаПосадочная страница
    Мужская одежда Категорийный спрос Категория 1 уровня
    Мужские штаны Категорийный спрос Категория 2 уровня
    Мужские кожаные штаны Конкретизация категорийного спроса SEO фильтр в категории
    Мужские штаны quicksilver Категорийно брендовый спрос SEO фильтр в категории
    Мужские штаны quicksilver acv129 Модельный спрос Товар

    Если вы проанализируем крупные интернет-магазины, коммерческие сайты, информационные сайты и порталы то сможете найти еще много интересных страниц «заточенных» под определенные виды поискового спроса.

    На основе групп запросов и видов поискового спроса мы будем строить будущую структуру сайта, но до этого разберем виды семантических ядер.

    Виды семантических ядер

    Автор выделяет 2 вида семантических ядер связанных с поисковыми системами:

    1. Семантическое ядро для поисковой оптимизации (SEO, то о чем будет идти речь).
    2. Семантическое ядро для контекстной рекламы.
    Отступление
    В контекстной рекламы существует весьма популярная стратегия, когда собирается максимальное количество поисковых запросов пользователей и реклама настраивается в «точном соответствии». То есть под каждый поисковый запрос (именно в таком виде как он написан) формируется объявление, а в заголовок и текст этого объявления вставляется поисковый запрос пользователя. За счет того, что пользователь видит свой собственный поисковый запрос в объявлении и он еще дополнительно подсвечивается «жирным» повышается CTR рекламы, а следовательно сильно снижается ставка за каждый клик. Соответственно, чем больше у вас будет ключевых слов во всех возможных вариантах — тем больше будет охват рекламы. Именно поэтому некоторые специалисты по контекстной рекламе собирают максимальное количество поисковых запросов.

    Принципиальное отличие этих семантических ядер — количество запросов. В поисковой оптимизации (SEO) нам необходимо собрать все группы запросов, но в каждой группе должны быть только маркерные запросы. В контекстной рекламе необходимо собирать все группы запросов и все запросы в этих группах.

    Почему в SEO мы собираем только маркеры?

    Ответ кроется в использовании этой семантики. В поисковой оптимизации запросы мы будем использовать для одной единственной цели — отслеживания эффективности (для построения структуры мы будем использовать группы запросов, а не сами запросы — не путайте!). Представьте, если на 1 странице мы будем отслеживать 100 запросов и запрос «купить пластиковые окна в санкт-петербурге от производителя недорого» с 20 позиции прыгнет на 30. Разве мы будем менять оптимизацию всей страницы ради одного НЧ запроса, тем более если смежные ему запросы улучшились? Конечно же, нет. Если нет разницы, то зачем отслеживать 100 запросов, вместо 10? Тем более, они в большей массе коррелируют друг с другом, если вы правильно собрали семантику.

    Более того, даже если вы захотите увидеть все возможные варианты поисковых запросов — вы сможете заглянуть в сервисы Яндекс Вебмастер и Google Search Console и получить максимально подробную статистику по всем запросам, по которым были показы.

    НО! Вы можете придумать собственное применение отслеживанию большого количества запросов и получить выгоду, на вскидку:

    • Прогнозирование продаж в интернет-магазине, отдельной категории интернет-магазина или даже отдельного товара. Если вы построите подобную систему, то большее количество запросов позволят выстраивать более точные прогнозы.
    • Выявление закономерностей в алгоритмах поисковых систем. Опять же, большая выборка запросов позволит вам более точно определять изменения в алгоритмах и строить гипотезы.

    Но в большинстве случаев вам будет достаточно ограничить себя маркерными запросами, не делайте лишнюю работу! Тем более, что вам в дальнейшем будет значительно сложнее анализировать изменения.

    Алгоритм сбора семантического ядра

    Многие seo специалисты предпочитают сначала собрать максимум запросов в своей тематике, а в дальнейшем распределять их на группы и каждой группе подбирать существующую страницу на сайте или гипотетическую. Автор предлагает вам ознакомится с собственным методом сборы семантики, который будет описан ниже. Этот метод проявил себя в «боевых» условиях не раз и используется уже несколько лет.

    Шаг 1: разработка Mind Map

    Mind Map — структура поискового спроса, на основе которой мы будем строить структуру нашего сайта. То есть это логическая иерархия страниц поискового спроса, которая на сайте может выглядеть по разному.

    Для лучшего понимания автор подготовил видео по сбору Mind Map, рекомендуется к просмотру:

    В Mind Map включаем только группы запросов, сами запросы будут в других документах.

    Mind Map поискового спроса

    Вы можете использовать любые программы для построения Mind Map. Автор в своей работе пользуется онлайн сервисом mindmeister.com

    Не забывайте указывать все основные ключи в группе запросов: синонимы и др.

    Синонимы в Mind Map

    Также рекомендую сразу фиксировать какие-то моменты касающиеся модельного спроса, чтобы можно было начать оперативную работу в этом направлении:

    Комментарии по модельному спросу

    Шаг 2: сбор семантики

    После того как вы собрали Mind Map необходимо «распарсить» каждый элемент и получить поисковые запросы.

    Для лучшего понимания автор подготовил видео по сбору семантики по Mind Map, рекомендуется к просмотру:

    Автор пользуется программой Key Collector, ибо нет особых альтернатив...

    Внешний вид файла и дополнительные данные по семантике у разных специалистов в отрасли могут отличаться, но самое важное, чтобы запросы были разбиты по группам:

    Семантическое ядро

    Шаг 3: определение посадчных страниц

    Каждой группе запросов необходимо подобрать посадочную страницу. Для того удобно использовать собранный Mind Map. Практика показывает, что часть страниц уже существует на сайте (если у вас не новый сайт) и их можно отметить в Mind Map любым удобным для вас способом, например, вот так:

    Отмечаем существующие страницы в Mind Map

    После чего вам необходимо выявить виды поискового спроса для вашего сайта, подумать каким образом вы будете создавать посадочные страницы под разные виды спроса и распределить оставшиеся страницы из Mind Map.

    Готово!

    Идеи для работы с разными видами поискового спроса на сайте

    Несколько примеров по работе с разными видами поискового спроса на крупных сайтах.

    Для конкретизации категорийного спроса

    220 Вольт:

    Конкретизация поискового спроса в интернет-магазине 220-вольт



    Викимарт:

    Конкретизация поискового спроса в интернет-магазине Викимарт



    Техносила:

    Конкретизация поискового спроса в интернет-магазине Техносила



    Для категорийно брендового спроса

    220 вольт:

    Работа с категорийно брендовым спросов в 220 вольт



    Все инструменты:

    Работа с категорийно брендовым спросов в интернет-магазине Все Инструменты

    Заказать звонок
    Это мой клиент!

    Пора уже познакомить этих людей с вашим бизнесом! Отправьте нам свои контактные данные и наши менеджеры с удовольствием вас проконсультируют.