Виды поисковых запросов
У поисковых систем есть классификации поисковых запросов. Каждая группа запросов может обрабатываться по разному.
1. По геозависимости
По геозависимости запросы бывают 2 видов:
- Геозависимые.
- ГеоНЕзависимые.
Если запрос геозависимый, то поисковая выдача в разных регионах будет отличаться. Если запрос геоНЕзависимый, то она будет одинаковая.
Практически все коммерческие запросы («заказать пиццу», «купить велосипед» и т.п.) геозависимы. Маловероятно, что кто-то будет заказывать себе пиццу в Москве, когда живет в Санкт-Петербурге. Все информационные запросы («как сделать пиццу», «как выбрать велосипед» и т.п.) геоНЕзависимые. Человеку без разницы в каком городе искать ответ на подобный вопрос.
Еще раз: если запрос геозависимый, то пользователю из Санкт-Петербурга будут показаны сайты предоставляющие услуги в Санкт-Петербурге. Если запрос геоНЕзависимый, то пользователю из Санкт-Петербурга будут показаны сайты по всей России.
Есть одна тонкость: если вы указываете коммерческий запрос с указанием города («заказать пиццу в Москве», «купить велосипед в Санкт-Петербурге»), то он геоНЕзависимый и поисковая система не будет учитывать ваше месторасположение.
Как проверить геозависимость запроса
В Яндексе в get запросе существует параметр lr, который отвечает за регион поиска.
Для определения геозависимости запроса необходимо открыть выдачу 2 разных регионов (например 2 — Санкт-Петербург и 213 — Москва) и сравнить ее. Если выдача одинаковая — запрос геоНЕзависимый, если разная — геозависимый.
2. По виду запроса
Существует 5 разных типов запросов:
- Витальные (навигационные).
- Транзакционные.
- Информационные.
- Общие.
- Мультимедийные.
Витальные запросы — запросы, где потребность пользователя выражается в поиске определенного сайта. Примеры витальных запросов: «эльдорадо», «спбгу», «путин официальный сайт» и т.п. По витальным запросам могут показываться быстрые ссылки:
Транзакционные запросы — запросы, где потребность пользователя выражается в совершении какого-либо действия, зачастую, покупке товара или заказе услуги. Примеры транзакционных запросов: «заказать пиццу», «купить велосипед», «скачать фильм». Транзакционные запросы составляют большую часть семантического ядра коммерческих сайтов (интернет-магазинов, сайтов с предоставлением услуг и т.п.). Поисковая выдача по транзакционным запросам наполнена коммерческими сайтами.
Информационные запросы — запросы, где потребность пользователя выражается в поиске необходимой информации. Примеры информационных запросов: «как поменять карбюратор», «виды диванов» и т.п. Информационные запросы составляют большую часть семантического ядра информационных сайтов (СМИ, порталы, форумы и т.п.). Поисковая выдача по информационным запросам наполнена информационными сайтами.
Общие запросы — запросы с разной потребностью пользователей. Примеры общих запросов: «беговел», «дрель» и т.п. Общие запросы достаточно популярные, но менее эффективные для бизнеса. Как правило, у пользователя еще не сформировалась конкретная потребность и он еще не готов сделать покупку.
Мультимедийные запросы — запросы, связанные с поиском видео, фото, презентаций, картинок и т.п. Примеры мультимедийных запросов: «котик на рабочий стол», «видео как выровнять стену по маякам» и т.п. Как правило, по мультимедийным запросом появляются поисковые колдунщики (поисковые колдунщики Яндекса). Вот так:
3. По частотности
Под частотностью подразумевается количество обращений пользователей в поисковую систему по этому запросу.
По частотности запросы делятся на:
- Высокочастотные (ВЧ). Самые популярные запросы, относительно других.
- Среднечастотные (СЧ). Средне популярные запросы, относительно других.
- Низкочастотные (НЧ). Не популярные запросы, относительно других.
Чаще всего ВЧ / СЧ / НЧ определяется в рамках группы запросов, но вы можете также определить ВЧ / СЧ / НЧ в рамках всего сайта.
При этом деление между ВЧ, СЧ и НЧ произвольное, здесь не существует каких-то строгих правил. Например, у нас есть группа запросов и их частотность (обозначается цифрой):
- велосипед [100]
- купить велосипед [50]
- велосипед в интернет-магазине [35]
- велосипед цена [20]
Вот кто то распределит вот так:
- велосипед [100] — ВЧ
- купить велосипед [50] — СЧ
- велосипед в интернет-магазине [35] — НЧ
- велосипед цена [20] — НЧ
А кто то вот так:
- велосипед [100] — ВЧ
- купить велосипед [50] — СЧ
- велосипед в интернет-магазине [35] — СЧ
- велосипед цена [20] — НЧ
Автор не видит особой ценности в этой информации для seo специалиста, но терминологию важно понимать. Из-за того, что в своих документах вы поставите напротив запроса 2 буквы — ничего не изменится, поэтому не зацикливайтесь на этом делении.
4. По уровню конкуренции
По уровню конкуренции запросы бывают:
- Высококонкурентные (ВК). Запросы с максимальной конкуренцией.
- Среднеконкурентные (СК). Запросы со средней конкуренцией.
- Низкоконкурентные (НК). Запросы с низкой конкуренцией.
В идеальном мире было бы хорошо найти высокочастотные (ВЧ) запросы, которые были бы низкоконкуретные (НК). По таким запросам можно быстрее получить лидирующие позиции в поисковых системах.
Но существуют несколько проблем:
- Высокочастотные запросы достаточно легко найти, поэтому зачастую по ним высокая конкуренция.
- Конкурентность запроса сложно определить. Большинство существующих инструментов на рынке, которые умеют определять конкурентность запроса, считают очень банальные вещи и их результаты сильно расходятся с реальностью.
Например, вот что считает одна из самых популярных программ Key Collector:
Key Collector:Программа позволяет собрать данные из группы KEI с трех популярных поисковых систем: Яндекс, Google, Mail. Под составляющими группы KEI понимаются конкуренция (количество документов в поисковой выдаче по запросу), количество главных страниц в поисковой выдаче и количество точных вхождений заданной ключевой фразы в заголовки страниц, располагающихся в поисковой выдаче.
То есть учитывается только:
- Количество документов (сайтов) в поисковой выдаче по запросу.
- Количество главных страниц в поисковой выдаче по запросу.
- Количество точных вхождений заданной ключевой фразы в заголовки страниц.
Инструмент не определяет качество сайтов. В поисковой выдачи может находится 20 самых лучших интернет-магазинов России, а сервис скажет вам, что запрос низкоконкуретный. Может быть и обратная ситуация, когда в выдачи будет очень много ужасных сайтов с одинаковой информацией, но сервис вам скажет, что конкурентность запроса очень высокая.
Выходы из ситуации не самые простые:
- Разработка собственного программного обеспечения, которое поможет вам определять реальную конкурентность запроса.
- Смотреть все вручную.
Автор рекомендует не зацикливаться на конкурентности запросов, особенно в первое время. Многие крупные коммерческие сайты не считают конкурентность запросов при сборе семантического ядра, так как не считают эту информацию приоритетной. Без этой информации можно прекрасно обходится и достигать высоких результатов, но для общего понимания это полезно.